luzina | Дата: Понедельник, 07.10.2013, 21:03 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 622
Статус: Offline
| ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1.
ПСИХОЛОГИЯ - ЭТО ДУША ИЛИ ПСИХИКА.
ЛОГОС - это осмысленное, разумное слово. Можно сказать по другому. Психология - это разумное слово о душе или наука о психике.
Человек состоит из физического тела, души и духа.
ТЕЛО - это плоть, которую мы видим невооружённым глазом (руки, ноги, голова, сердце, печень, кровь и т.п.).
ДУША состоит из разума, чувств, короткого физического ума и воли.
РАЗУМ (ум) - это способность человека логически мыслить.
ЧУВСТВА - это слух, зрение, вкус, осязание, обоняние.
ВОЛЯ - это способность человека самостоятельно принимать решения.
ДУХ состоит из разума (ум), сознания (способность человека понимать происходящее вокруг него) и подсознания (память, которая состоит из картинок всего увиденного, услышанного, попробованного на вкус и т. д.).
ПСИХИКА состоит из чувств, короткого физического ума, мозга, разума, сознания, подсознания. Психика тесно связана с нервной системой (головной и спинной мозг, от которых к органам чувств идут нервы). По нервам, как по проводам, идут сигналы от органов чувств к мозгу и возвращаются назад с сигналом от мозга.
ПСИХИКА - это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней и для управления своим поведением. У животных тоже есть психика.
Сознание изучают методом интроспекции. ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto - смотрю внутрь) - метод психологического анализа - . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р. Декарта - , который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка - , разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир. В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую - , систематическую - и феноменологическое самонаблюдение - .
СОЗНАНИЕ - суть высшая форма психики. Оно способно дать субъективный отчёт (о себе).
Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей.
Сознание - есть представление субъекта о мире и своём месте в нём, связанное со способностью дать отчёт о своём поведении.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.
Психика - это характер, темперамент, менталитет, индивидуальность (совокупность всех психологических черт, способов поведения субъекта, которое отличает его от других людей).
МЕНТАЛИТЕТ - (ментальность) (от позднелат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
Индивидуальностью обладают и животные.
Существует четыре вида темперамента - сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Темперамент зависит от психики человека.
ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В СОЗНАНИИ.
Объективное – это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т.е. сходно, тождественно с объективным миром.
Субъективное – это отображение и познание человеком самого себя. Познавая объективный мир в форме объективного содержания своего сознания, человек одновременно познает самого себя – в форме субъективной стороны своих ощущений, понятий, теорий и т. д. Каждая форма отражения внешнего мира в психике и сознании содержит – сознаем мы это или нет – познание какой-то стороны нашего собственного бытия и сущности.
ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛЕКТ? ИСТОЧНИК
Интеллект - это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации. Виды интеллекта
Развитие интеллекта предопределяет и наследственность, и развитие психических функций. В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект. Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальный интеллект, а также способность решать психологические проблемы. Психологи для определения возрастных изменений интеллекта употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта. Кристаллизованный, или конкретный, интеллект - это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект - это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается. Развитие интеллекта
Развитие интеллекта
В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свой интеллект на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п. Уровень интеллекта можно прогнозировать сравнительно рано. Многие исследователи интеллекта полагают, что интеллект 5-летнего ребенка составляет половину интеллекта взрослого, а интеллект 8-летнего ребенка достигает 80% интеллекта взрослого. В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка. Можно ли влиять на развитие интеллекта?
На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие интеллекта ребенка можно целенаправленно стимулировать. Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения интеллекта возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях. Наследуется ли интеллект?
Интеллект человека обусловлен наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.). Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% интеллекта человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов. Сегодня многие ученые утверждают, что интеллект наследуется почти на 90%.
Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.
|
|
| |