luzina | Дата: Среда, 09.10.2013, 20:18 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 622
Статус: Offline
| СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Лекция 2.
ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни.
Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.
Главный критерий истинности знаний житейской психологии - признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Особенности Ж.П.:
опора на жизненный опыт и здравый смысл правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях фрагментарность житейских психологических знании - интуитивный характер доступность изложения и наглядность неточность употребляемых понятий
В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их содержанием. "Этот человек -хороший психолог", - говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. "Такая уж у него психология", - говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он просто псих", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.
НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности... Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений - две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний - их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии - прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.
Процессы
Обыденная, ЖП
Научная П
1. Получение знаний
Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.
Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.
2. Сохранение знаний
Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.
Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.
3. Воспроизведение
Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.
Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.
ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ:
поиск новых психологических знаний о внутреннем мире человека объяснение закономерности психологической жизни
Хар-ка Н.П.:
бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты рациональность и осознанность эмпирическое и логическое доказательность обобщенность и выявление общих закономерностей систематичность в описании фактов психологической жизни опора на научные понятия
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Специфика психологического знания связана с ее объектом. Метод - косвенное познание и через другие свойства с психического явления - объекты через кот. отражается психика, общение, поведение (детектор лжи - косвенное познание). Другие особенности психологического знания:
1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.
2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).
3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).
4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.
ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Психология находится. в центре наук - опирается на разные науки, и можно сказать, что она может быть больше гуманитарная, а может быть больше научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. общая психология (Занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретные особенности; возможности и ограничения психических процессов), отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)
|
|
| |