Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Аскетизм
Аскетизм
Аскет — это человек, посвятивший всю свою жизнь духовному совершенству.
Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но женат и
пребывает в мире, главным образом тем, что он ведет безбрачную жизнь,
отказывается от всякой собственности, отшельничествует и вообще
занимается такими духовными упражнениями, которые для мирского человека
не всегда доступны. Но духовная жизнь и для мирских людей возможна и так
же приведет их души к спасению, как и души аскетов. Духовная же жизнь
заключается в исполнении всех заповедей Божиих: любить Бога, ближних и
даже врагов; не прелюбодействовать; не воровать; не убивать и проч.
Исполняя все эти заповеди, каждый человек может спастись, не будучи аскетом.
Нужно помнить: имея любовь к Богу, милосердие к ближним и чувство
смирения, человек на верном пути, кто бы он ни был — мирянин или аскет.
Если же аскет не будет иметь чувства смирения и милосердия, то напрасны
все его подвиги: он пройдет мимо царствия Божия.
Из этого можно
сделать вывод, что для спасения души нет необходимости быть аскетом; но
исполняя все заповеди Божии, в особенности заповеди любви и милосердия,
человек может спастись и живя в миру. Под словом «мир» подразумевают
совокупность всех страстей. И удаление из мира, по их словам, значит
удаление от своих страстей, другими словами, уничтожение или ослабление
их настолько, что они становятся безопасны.
Аскетизм нужен для лиц двух категорий.
К первой категорий принадлежат лица, имеющие такой душевный уклад, при
котором они не могут жить в миру, и все их душевные силы стремятся к
познанию Бога опытным путем (собственно аскетизм). Такие люди уже от
рождения предназначены для подвижнической жизни, и в миру они жить не
могут.
Ко второй категорий принадлежат лица, дух или «я»
которых стремится к познанию истины, но отсутствие веры и преобладание
над ними страстей не дают им познать ее. Для таких людей аскетизм
необходим: он опытным путем даст им возможность познать истину.
Лица из первой категории сравнительно немногочисленны, но из второй — их достаточно много.
Вот для этих-то последних аскетизм и нужен, так как благодаря
беспокойному, мятущемуся своему духу они не могут быть счастливы в мире,
т. е. в обычных условиях жизни: если, например, они женаты, то и сами
мучаются семейной жизнью, и жен делают несчастными.
В
заключение еще скажем, что практика аскетизма вызывалась протестом
высшего «я» (духа) человека против преобладания страстей над ним. И вот,
чтобы восторжествовать над страстями и вообще подчинить весь свой
организм (физический и психический) воле, потребовался целый ряд
упражнений — физических и психических, — идущих вразрез с желаниями тела
(плоти).
Следовательно, аскетизм есть средство для подчинения
своего тела высшему «я» человека в интересах духа. И если человек достиг
уже такого состояния (бесстрастия — власть над страстями), то он может
жить нормальной жизнью и даже среди людей, например, как проповедник
истины, не опасаясь быть побежденным страстями. Так поступали многие
святые подвижники.
Из всего предыдущего можно вывести следующее
заключение: чем более человек страстен, тем более ему есть основание
быть аскетом, и наоборот: человек с более уравновешенным темпераментом
может, не совершая всех аскетических подвигов, идти в духовной жизни
средним путем, или, как говорят подвижники, «царским» путем. Этот
царский путь есть собственно идеал всякого человека, желающего жить
духовной жизнью. Этот путь — есть путь разума и рассуждения о своих
подвигах; нужен он для того, чтобы человек не брал на себя непосильные
подвиги, которые могут привести его к обратным результатам.
|
Категория: Путь в Царствие Небесное. | Добавил: luzina (09.05.2013)
| Автор: Людмила Тузовская
|
Просмотров: 381
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Калькулятор |
|
|
|