Меню сайта |
|
|
Категории раздела |
|
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Страсти тщеславие и гордость
Тщеславие и самоуничижение |
Уже название того душевного состояния, которое мы называем
тщеславием — суетная, напрасная слава, — показывает на отрицательную
сторону этого состояния. |
И все-таки, несмотря на это, большинство человечества заражено этим душевным недугом.
Ради славы, ради первенства над своим ближним человек не считается со средствами в достижении цели.
Тщеславие есть один из главных тормозов, задерживающих движение в
духовном совершенствовании. Поэтому оно также есть смертный грех.
Тщеславие порождает у человека много страстей, и в особенности страсть сребролюбия.
Тщеславный человек вместо того чтобы искать славу от Бога, ищет ее у людей.
Христос говорит: «Как вы можете веровать, когда друг от друга
принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» (Иоан. 5,
44).
Корень происхождения тщеславия заключается в эгоизме человека и в потере веры в Бога.
Уничтожь человек у себя эгоизм и приобрети он чувство веры в Бога, тщеславию не будет места в его душе.
Тщеславие очень тонкая страсть, и не только победа над нею, но
даже и опознание ее требует от человека очень много времени и усилий.
Тщеславие — очень низкое и преступное чувство. Тщеславный человек для приобретения славы у людей может опускаться до преступления и подлостей, тайных, конечно.
Борьба с тщеславием производится посредством самоуничижения и смирения себя. | |
Тщеславие есть один из главных пороков, отдаляющих человека от духовного просветления.
Для борьбы с этим пороком существует особое состояние сознания, которое
называется самоуничижением. Будучи одним из проявлений силы воли,
самоуничижение противоположным действием вырывает с корнем порок
тщеславия.
Итак, самоуничижение есть только средство для борьбы с тщеславием.
Гордость и смирение |
О, хитрость самолюбия! Мы можем гордиться даже смирением. |
Если начнет овладевать тобою гордость, вспомни, как гибнут от нее все плоды добродетели, — и она бежит от тебя.
Гордость есть самая сильная страсть из всех страстей человека. Святые подвижники называют ее матерью всех страстей.
Гордость резко отличается от всех других душевных страстей.
Например, страсть тщеславия основана исключительно на эгоизме, тогда как
гордость иногда идет вразрез своих личных благ.
Состояние сознания при гордости есть утверждение своего «я» в
полной независимости от кого бы то ни было и, следовательно, отрицание
бытия Бога. При таком состоянии сознания человек надеется исключительно
на свой ум и ему одному поклоняется.
Этот вид гордости есть ее высшая степень. При ней человек может
быть и подвижником: он может быть высоконравственным, делателем добра
ближним, вежливым во всех своих обращениях с людьми, даже с такими,
которые, может быть, его оскорбляли, и вообще по внешним проявлениям
очень напоминать христианского подвижника.
Но по существу между ними огромная разница.
Идеал подвижника - христианина есть Бог —
причина всех причин, и полное подчинение Ему своего «я». На свои
способности он смотрит как на дар Божий, не приписывая себе их
приобретение.
Идеал гордого человека есть его «я». И задача
его заключается в том, чтобы величие его «я» признавалось и людьми.
Поэтому большей частью его хорошие поступки производятся не «ради Бога»,
как у подвижника-христианина, а ради человеческой славы.
Но обыкновенно в жизни такой вид гордости встречается довольно
редко. Обычный вид гордости — это помесь ее со всеми другими страстями.
Чистый вид гордости очень красив и величествен, а остальные виды
гордости опошляются по мере прибавления к ним остальных страстей и
доходят до простой грубости и невоспитанности.
Грубость — это та же гордость с примесью других страстей,
и бывает она у человека с недисциплинированной волей или, говоря
просто, у невоспитанного человека. Грубость — обычное явление также у
ограниченных натур.
Чистая гордость бывает у человека воспитанного, воле которого подчинены все, или почти все, страсти.
Естественно, что при гордости совершенно невозможно духовное
совершенство. Задача человека, занимающегося духовным совершенством,
заключается в его стремлении к соединению своего «я» (душа) с
первопричиной всего — Богом, как своим истинным источником. Задача
гордого человека — полная изоляция своего «я» от влияния Божества и
совершенствование его внешними предметами мира посредством ума и воли. А
так как мир преходящ и постоянно разрушается, то и гордый ум человека
гибнет вместе с разрушением тела.
Цель человека та, чтобы проявлять в себе дух Божий и
индивидуализировать его внешней жизнью. Ум же человека должен служить
только средством, а не целью: интеллект есть орудие, посредством
которого дух человека может сообщаться с внешним миром. |
|
Итак, гордость человека — это очень опасное заблуждение его
сознания («я»). Пророк Давид гордого человека называл даже безумцем:
«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс. 13,1).
Зародыши гордости есть в каждом человеке, но
благодаря правильно направленному сознанию он может посредством
дисциплинированной воли подавить эту страсть и заменить ее
противоположной по своим действиям добродетелью смирения.
Святые подвижники говорят, что огромным препятствием в достижении духовной жизни служит неведение истины.
Гордый человек имеет все данные, чтобы быть святым, но ввиду
того, что его сознание повернуто в другую сторону от Истины, его душа
гибнет.
Следовательно, познай такой человек истинную сущность вещей, и он
спасен. Сущность же вещей есть Боговедение, которое достигается через
веру в Бога и любовь к Нему и своим ближним. Вера — начало любви; конец
же любви — ведение Бога. Итак, для борьбы с гордостью служит смирение, предание всего себя на волю Божию и жизнь и работа во славу Божию.
Все святые подвижники утверждают, что если гордость есть причина всех страстей, то смирение есть причина всех добродетелей.
Смирение есть полное господство «я» человека над своими
страстями, полное спокойствие души, сильно развитая воля, которой
подчиняются душа и тело.
Благодаря смирению, приобретаются и безмолвие, и бесстрастие, и
множество других добродетелей, служащих для духовного совершенства.
Смирение и самоуничижение ведут к полному господству духа над телом.
Только при этом последнем условии возможно проявление Святого Духа
(благодати) в человеке, и он становится просветленным, мудрым,
обожествленным. Кротость, послушание и терпение — спутники смирения.
Этот трезубец из добродетелей уничтожает до основания гордость со всеми
ее спутниками — страстями. |
|
|
|
|
Категория: Путь в Царствие Небесное. | Добавил: luzina (04.05.2013)
| Автор: Людмила Тузовская
|
Просмотров: 704
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
Вход на сайт |
|
|
Поиск |
|
|
Калькулятор |
|
|
|