luzina | Дата: Четверг, 28.11.2013, 14:41 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 622
Статус: Offline
| ДМИТРИЕВА Н.А. ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
МЫШЛЕНИЕ, ЧАСТЬ 2
В рамках каждого из основных психологических направлений осуществлялся свой концептуальный подход к понятию мышления и исследованию мыслительных процессов. Остановимся на этом подробнее.
1. Мышление в психологии ассоцианизма. В основе этого направления психологии лежит принцип ассоциаций, т. е. образования и актуализации связей между представлениями («идеями»). Закономерности ассоциаций исследовались в работах Д. Гартли, Дж. Пристли, Дж. С. Милля и др. Они выделили четыре вида ассоциаций:
1) по сходству;
2) по контрасту;
3) по близости во времени или в пространстве;
4) по отношению (причинность, присущность). Основной закон ассоциаций был сформулирован так: ассоциация тем прочнее и вернее, чем чаще она повторяется.
В то время психология мышления еще не сформировалась как особый раздел психологии. Всякий психический процесс представлялся ассоцианистам как непроизвольная смена образов. Развитие мышления рассматривалось как процесс накопления и укрепления ассоциаций. Рациональное сводилось к чувственному. Человек как субъект осознанной, направленной мыслительной деятельности не изучался. Вообще считалось, что мыслительные процессы недоступны для экспериментального исследования.
2. Вюрцбургская школа. Представители этого направления в психологии (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбе и др.), в противоположность ассоцианистам, рассматривали мышление как внутреннее действие. Они выдвинули положение о том, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое только к наглядно-образному. Вюрцбургской школе также принадлежит утверждение о том, что мышление имеет предметную направленность.
Представители вюрцбургской школы начали первые экспериментальные исследования мыслительных процессов. Однако их эксперименты ограничивались лишь методом систематического самонаблюдения, когда квалифицированные психологи в качестве испытуемых должны были сообщать о процессах собственного мышления при выполнении заданий, требующих мыслительных действий. Это могли быть задания по толкованию сложных текстов, выявлению соотношений между объектами, установлению причинно-следственных связей и т. п.
В дальнейшем Н. Ахом была предпринята первая попытка создания объективного метода исследования мышления. Он создал методику образования искусственных понятий.
Несмотря на большой вклад вюрцбургской школы в исследования мышления и преодоление механистического подхода ассоцианизма, ее позиция была внутренне противоречива. Выдвинув принцип деятельности как основной в исследовании мышления, представители данного направления трактовали деятельность в чисто идеалистическом плане. Избавившись от крайности «чистой чувственности» ассоцианистов, они впали в крайность «чистого мышления».
3. Гештальтпсихология. Основным положением, вокруг которого строилась вся концепция гештальтпсихологии, являлось следующее: содержанием любого психического процесса являются не отдельные элементы, а некоторые целостные образования, конфигурации, формы – так называемые гештальты. Центральным объектом исследования данного направления психологии было восприятие. При этом основным принципом исследований было деление объекта восприятия на «фигуру» и «фон». Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к «хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симметричной).
Впоследствии законы, открытые при изучении восприятия, были перенесены и на исследования мышления. К. Коффка, один из представителей гештальтпсихологии, активно занимавшийся исследованиями мышления, в противовес вюрцбургской школе вновь вернулся к идее чувственного созерцания, но уже с другой точки зрения. Он считал, что мышление – это преобразование структуры наглядных ситуаций.
Некая исходная ситуация, составляющая задачу для мышления, является неуравновешенным полем, наглядным по своему содержанию. В этом поле имеются места неопределенности, незаполненности содержанием. В результате этого возникает напряжение, для снятия которого необходим переход в другую наглядную ситуацию. Таким образом, в ряде последовательных переходов происходит изменение структуры наглядной ситуации.
Она перестает быть проблемной, не вызывает напряжения. Задача оказывается решенной просто в результате того, что субъект по-другому видит ситуацию. При этом данный закон распространялся на очень широкий круг явлений: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества, научных открытий.
4. Бихевиоризм (психология поведения). Одним из наиболее видных представителей данного направления был Дж. Уотсон. Он полагал, что предметом изучения психологии может являться только поведение. Уотсон ввел понятие основной структурной единицы поведения – связи стимула и реакции. Сложное поведение, на уровне человека, представляет собой целые системы таких связей. Кроме того, как уже упоминалось в лекции о мотивации, впоследствии в цепочку «стимул – реакция» были введены дополнительные факторы, влияние которых сказывалось на степени реагирования при прочих равных условиях. Понятие мышления, согласно представлениям Уотсона, толковалось очень расширенно, как один из таких факторов. Оно включало как все виды внутренней речевой деятельности, так и любых невербальных форм выражения мысли, таких как жесты и мимика. «Таким образом, – писал Уотсон, – мышление становится общим понятием, включающим все наше безгласное поведение».
Дж. Уотсон выделял три основные формы мышления:
1) простое развертывание речевых навыков (воспроизведение стихов или цитат без изменения порядка слов);
2) решение задач не новых, но редко встречающихся, так что они требовали бы пробного словесного поведения (попытки вспомнить полузабытые стихи);
3) решение новых задач, требующие словесного решения до того, как будет предпринято какое-нибудь открыто выраженное действие.
5. Психоаналитическая концепция. В рамках психоанализа мышление рассматривается в первую очередь как мотивированный процесс. В лекции, посвященной мотивации, мы уже останавливались на том, что базовыми мотивами психоанализ считает сексуальность и агрессию. Эти мотивы носят бессознательный характер, и областью их проявления являются сновидения, оговорки, обмолвки, симптомы болезней (преимущественно неврозов).
Сновидения рассматриваются как разновидность непроизвольного образного мышления. Широко применяемый в психоанализе метод свободных ассоциаций (проговаривание подряд всего, что приходит на ум человеку) позволяет изучать некоторые особенности мыслительной деятельности, точнее, той ее части, которая обусловлена влиянием бессознательной сферы психики. Именно при свободном ассоциировании и происходят так называемые фрейдовские оговорки, ошибки, обмолвки, которые анализируются специалистом. Сновидение также может быть рассмотрено как свободная цепочка ассоциаций.
Еще одним подходом психоанализа к мышлению является теория сублимации З. Фрейда. Он утверждает, что творчество является продуктом сублимирования – удовлетворения подавленных и вытесненных в бессознательную сферу первичных потребностей. Мнение это более чем спорно – сложно представить, чтобы шедевры мировой культуры были созданы только на основе подавленной сексуальности или агрессии. Хотя такие случаи и могут наблюдаться, но обобщать все же неправомерно.
В целом концепция З. Фрейда признана биологизаторской – человек в ней полностью лишается осознанного творческого начала, эстетических потребностей, осознанного стремления к самореализации. Однако позитивные моменты в психоаналитическом подходе, безусловно, существуют. Это акцент на важности проблемы мотивов, анализ проявлений мотивов в мышлении, значимость бессознательного в мышлении.
6. Концепция мышления Ж. Пиаже. Пиаже рассматривает мышление как биологический процесс. Он использует понятие «интеллект», поскольку критически воспринимает трактовку мышления вюрцбургской школы. Если рассматривать его трактовку интеллекта в самом общем виде, то это совокупность биологических характеристик, являющихся фундаментальными для человеческой психики. В качестве таких характеристик выступают организация и адаптация – основные функции интеллекта.
Под организацией в интеллекте понимается его структурированность, т. е. возможность в любой интеллектуальной активности выделить нечто целое и элементы с их связями, составляющие это целое.
Адаптация же включает в себя два взаимосвязанных процесса: ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция в переводе с латинского означает «уподобление, слияние, усвоение». У Пиаже этот термин подчеркивает воссоздание субъектом некоторых характеристик познаваемого объекта, т. е. до некоторой степени «уподобление» ему, «слияние» с ним в ходе познавательной активности.
Аккомодация (от лат. ассоmodatio – «приспособление, приноровление») – это процесс приспособления самого познающего субъекта к разнообразным требованиям, выдвигаемым объективным миром.
Таким образом, процесс познания мира является двусторонним – происходит не только воспроизведение субъектом характеристик познаваемого объекта, но и изменение самого субъекта в ходе познавательной активности.
В ходе познавательной деятельности человек накапливает некоторый опыт. Данный опыт применительно к определенному периоду развития человека Пиаже называет познавательной структурой текущего периода. Он делает вывод, что не всякое содержание объективного мира может быть ассимилировано человеком, а лишь то, которое в определенной мере соответствует его познавательной структуре на данный момент.
На основе этого вывода Пиаже разрабатывает учение о стадиях развития интеллекта, которым посвящено большинство его исследований. Он выделяет IV такие стадии.
I – сенсомоторный интеллект (от 0 до 2 лет).
II – дооперациональное мышление (от 2 до 11 лет).
III – период конкретных операций (от 7–8 до 11–12 лет).
IV – период формальных операций.
7. Когнитивная психология. Этому направлению свойствен подход к мышлению как процессу переработки информации. Оно возникло на фоне развития вычислительной техники. Кибернетиками было введено понятие искусственного интеллекта. Стал развиваться комплексный междисциплинарный подход к проблеме интеллекта вообще. Это оказало большое влияние на психологическую науку. В результате перенесения понятий кибернетики в изучение поведения возникла новая теория поведения Д. Миллера, Ю. Галантера и К. Прибрама.
Психология же в целом стала рассматривать в качестве своего предмета процесс обработки информации в мозгу человека. Появились информационные теории восприятия, внимания, памяти, эмоций, личности.
Для когнитивной психологии характерен синтетический подход, стремящийся рассматривать все психические процессы в совокупности, избегая ограниченности изолированного рассмотрения отдельных функций. Однако преобладают все же исследования восприятия и памяти – они являются аналогами процессов вычислительной техники, нежели остальные психические функции.
Что же касается мыслительных процессов, то они рассматриваются исходя из определения познавательной активности человека как активности, связанной с приобретением, организацией и использованием знания. Но в данной формулировке отсутствует важнейшее для психологии мышления звено порождения новых знаний, поскольку термин «приобретение» может быть понят лишь как приобретение готовых знаний. Тем самым познание изолируется от мотивационно-эмоциональной сферы личности.
Помимо этого, трактовка мышления как системы обработки информации обладает еще рядом ограничений. Не проводится различий информационно-вычислительных и психологических систем, не рассматриваются процессы целеобразования и смыслообразования, соотношение осознанного и неосознанного в мыслительной деятельности, не анализируется развитие мышления.
В отечественной психологии за основу изучения психики принят деятельностный подход. Это касается и мышления. Мышление рассматривается в контексте деятельности субъекта. Методологическим принципом, лежащим в основе этого подхода, является принцип деятельностного опосредствования. Он отражает детерминацию мыслительных процессов в сознании индивида содержанием, целями и социальной ценностью осуществляемой деятельности. В рамках деятельностного подхода также принято рассматривать мышление в единстве его фило– онто– и социогенетических аспектов. Отечественные исследователи полагают, что возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, становления человеческой психики, возникновения языка. Развитие мышления отдельного человека выступает прежде всего как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных.
Изучение развития мышления в филогенезе позволяет вычленить общие черты, присущие мыслительным процессам каждого индивида. Изучение социогенеза показывает влияние на развитие мышления человека конкретно-исторической ситуации, того общества, в котором он живет и развивается, его непосредственного, ближайшего окружения.
Общие характеристики мышления были рассмотрены в предыдущей лекции. Но не был еще затронут вопрос индивидуальных особенностей мышления.
Прежде всего индивидуальные различия в мышлении проявляются в разном соотношении и взаимодополнении трех основных видов мышления – наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Не в меньшей степени зависят они и от доли присутствия в индивидуальном типе мышления и таких видов, как практическое или теоретическое, реалистическое или аутистическое, интуитивное или логическое и т. п. Но существуют и другие качества познавательной деятельности, формирующие индивидуальный тип мышления. Это гибкость, быстрота, самостоятельность и творческие характеристики мышления.
Гибкость мышления заключается в способности изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно выявляются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала. Как составляющую гибкости можно рассматривать еще характеристику подвижности мышления – способности в большей или меньшей степени быстро переключаться с одной задачи на другую в случае необходимости.
Подвижность не надо путать с быстротой мышления. Под быстротой понимают способность принять верное решение в очень короткий срок.
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении самостоятельно увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами.
Творческие характеристики мышления – способность находить новые пути в решении задач. Понятие творческого мышления будет более подробно освещено в следующей лекции.
МЫШЛЕНИЕ, ЧАСТЬ 3
Выше было упомянуто, что мышление по одной из классификаций делится на репродуктивное и продуктивное (или творческое). Существует ряд качеств, которые характеризуют творческое мышление:
1) свобода от стереотипов, т. е. нетривиальность мышления, выражающаяся в поиске новых подходов к решению творческих задач, а не использовании привычных шаблонов;
2) критичность мышления – способность объективно оценивать продукт своей мыслительной деятельности;
3) глубина мышления – степень проникновения субъекта в сущность познаваемых явлений;
4) широта (или эрудированность) – возможность привлечения для решения поставленной задачи знаний из различных областей;
5) независимость мышления, определяемая способностью самостоятельно и оригинально сформулировать задачу и решать ее, не поддаваясь постороннему влиянию, умением отстаивать свою позицию;
6) открытость – доступность мышления к новой информации, не пренебрегая ее источниками по каким-либо субъективным причинам;
7) эмпатичность мышления – умение отождествить себя с другим человеком, чтобы проникнуть в ход его мыслей (качество, необходимое при различных видах мыслительного соперничества – от интеллектуальных игр до раскрытия преступлений);
8) антиципация – способность прогнозировать развитие ситуации, предвосхищать результаты своей деятельности.
В творческом мышлении принято выделять четыре стадии: стадию подготовки, созревания, вдохновения и проверки верности решения. Эти стадии могут частично перекрываться, их выделение носит условный характер, однако помогает лучше понять, как протекает процесс творческого мышления.
На стадии подготовки происходят формулировка задачи, сбор информации, примерное обозначение путей решения. Стадия созревания предполагает период отсутствия осознанного внимания к задаче. Информация словно бы переваривается на бессознательном уровне, полученные данные упорядочиваются, систематизируются. Этот процесс подобен тому, как накопленная мозгом за день информация упорядочивается во время сна – что-то отсеивается как несущественное, что-то включается в систему знаний и т. п. Данная стадия может занимать различное количество времени – от нескольких часов до нескольких недель. Стадия вдохновения чаще всего выступает как внезапное озарение, которое может наступить в самый неожиданный момент – во время прогулки, разговора, выполнения каких-либо повседневных дел. Примерами могут служить знаменитая «Эврика!» Архимеда, случай с Исааком Ньютоном и яблоком или открытие периодической системы элементов Д. И. Менделеева, приснившейся знаменитому ученому во сне. Стадия созревания, таким образом, является периодом неосознанного погружения в материал, в то время как мозг отдыхает от обдумывания проблемы. Стадия же вдохновения (или озарения) – момент всплеска мыслительной активности, максимальной сконцентрированности на предмете, после того как достаточно отдохнувший мозг «загружается» переработанной на бессознательном уровне информацией. Ну и, наконец, стадия проверки истинности решения – полностью осознанный период мыслительной деятельности, когда возникшее во время озарения решение проверяется на адекватность путем испытания практическими действиями.
Перечисленные стадии касаются как решения научных, технических задач, так и создания художественных произведений, когда поэт, художник, музыкант, будучи погруженным в материал и затем оставивший на какое-то время обдумывание произведения, неожиданно находит самые точные образы для передачи своего замысла.
С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей), основанного на образах восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения. Воображение – это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Животные могут оперировать образами, присутствовавшими ранее в их непосредственном опыте. Но создавать новые образы ни одно живое существо, кроме человека, не в состоянии. Только для человека характерно, что он может мысленно представить себе нечто, чего не воспринимал или не совершал в прошлом. Только у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он не сталкивался в своем прошлом опыте.
Воображение является необходимым условием любой деятельности человека – от игровой до трудовой. Это связано с тем, что, прежде чем осуществить тот или иной род деятельности, человек должен, как минимум, представить, что именно он будет делать и как он это будет делать. В более сложной, творческой ситуации человек должен еще и представить, каков будет конечный продукт его деятельности. Только создав образ результата, он может наметить адекватные пути разрешения задачи.
Среди прочих психических процессов воображение занимает место между восприятием и памятью, с одной стороны, и мышлением – с другой. Но, несмотря на тесную взаимосвязь, оно является отдельной, совершенно особой психической функцией. Можно сказать, что это самый идеальный (или самый «психический») из психических процессов, поскольку он замкнут внутри психики человека и сам по себе не имеет соприкосновения с реальностью, а только через другие процессы – на входе это восприятие, а на выходе – мышление.
Однако, несмотря на эту замкнутость, воображение оказывает огромное влияние на развитие человеческого общества. Именно эта функция дает человеку возможность осуществлять творческую деятельность, а также предвидеть последствия своей повседневной деятельности, строить планы на будущее. Таким образом, вся человеческая культура, как материальная, так и духовная, не могла бы существовать, если бы люди не обладали функцией воображения.
Образы воображения в отличие от образов восприятия могут быть нереалистичными, фантазийными. Восприятие и память являются основой для воображения. Оно же, в свою очередь, служит основой наглядно-образного мышления. Это позволяет человеку решать задачи в условиях невозможности или нецелесообразности предметных действий.
Воображение, как и мышление, может быть репродуктивным (воссоздающим) и творческим. Репродуктивное воображение участвует в повседневной деятельности человека, творческое – включается при решении творческих задач и является основой продуктивного мышления.
Выделяют несколько видов воображения. Прежде всего это две большие группы, каждая из которых подразделяется на несколько подгрупп: активное и пассивное воображение. Под активным воображением понимают действие данной психической функции в условиях осознанно поставленной цели. К данной подгруппе относят следующие формы: творческое, артистическое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.
Воссоздающее воображение является наиболее простой формой. Оно заключается в репродукции прежних образов восприятия или их комбинировании, сочетании различных элементов. Творческое воображение подразумевает создание новых образов, которые не присутствовали в прошлом опыте субъекта и, кроме того, представляют ценность не только для него, но и для людей, воспринимающих эти образы. Критическое воображение является частным случаем воссоздающего – оно отвечает за способность оценивать свои действия и действия окружающих. Артистическое воображение – частный случай творческого. Антиципирующее воображение (антиципация – предвосхищение результатов деятельности) – форма, очень важная для успешного построения человеком своей жизни.
Пассивное воображение делится на две формы. Это произвольное и непроизвольное воображение. Произвольное воображение включается по воле самого субъекта, и он начинает фантазировать, мечтать, непроизвольное возникает в виде сновидений в процессе естественного сна или внушенных представлений в процессе сна гипнотического.
Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуществляется в различных формах:
1) агглютинация – сочленение различных качеств, несоединимых в повседневной жизни частей;
2) гиперболизация – преувеличение или преуменьшение образа, а также изменение его отдельных частей;
3) типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах;
4) заострение – подчеркивание каких-либо отдельных признаков.
Далее надо рассмотреть еще одно психическое проявление. При изучении творческого мышления психологами была выделена относительно обособленная психическая функция – интеллект. Он тесно взаимосвязан со всеми познавательными функциями человека, однако для того, чтобы успешнее исследовать процесс решения задач, интеллект рассматривается как отдельная функция. Интеллект основывается на памяти, внимании, скорости протекания психических процессов, способности к упражняемости, развитию понимания языка, степени утомляемости при совершении мыслительных операций, способности к логическому мышлению, находчивости и пр.
Концепций интеллекта существует множество, между представителями различных направлений в психологии всегда велись горячие споры о том, что же именно называть интеллектом. В результате выделились три наиболее распространенных подхода к этому понятию.
1. Биологический подход рассматривает интеллект как способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации.
2. Педагогический подход говорит об интеллекте как о способности к обучаемости.
3. Структурный подход рассматривает интеллект как способность адаптации средств к цели, т. е. интеллект с точки зрения структурного подхода является совокупностью тех или иных способностей.
Впрочем, многие психологи вследствие неоднозначности и неясности понятия используют такое своеобразное определение: «Интеллект – это то, что измеряется тестами на интеллект».
Так, например, американский психолог Л. Терстоун с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:
1) счетную способность – умение считать, производить арифметические операции;
2) вербальную (словесную) способность – речевую гибкость и одаренность, т. е. умение быстро подбирать слова, максимально точно выражающие мысль;
3) вербальное восприятие – легкость в понимании устной и письменной речи;
4) пространственную ориентацию – возможность без затруднений представить, как будет выглядеть в пространстве в различных ракурсах тот или иной предмет;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций мыслительной деятельности. В своей классификации интеллектуальных способностей Гилфорд исходил из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (оно может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
Согласно представлениям Гилфорда умственные операции, включенные в интеллектуальное действие, могут быть классифицированы по следующим признакам:
1) по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
2) по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
3) по содержанию: действие с материальными объектами, символами, семантические операции, поведение.
Первая методика интеллектуального тестирования была создана в 1880 г. Дж. Кэттелом. Она еще не была специфической и измеряла как интеллектуальные, так и сенсомоторные функции (например, скорость реакции). В 1903 г. появился тест А. Бине. В нем оценивалось развитие таких психологических функций, как понимание, воображение, память, сила воли и способность к вниманию, наблюдению и анализу. Параллельно с этим широкое распространение получила идея стадийного различия – так называемый умственный возраст. Объединив два этих метода, В. Штерн в 1911 г. предложил методику исследования коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому. Но позднее было установлено, что такой подход правомерен только для детей до 12 лет. Начиная с подросткового возраста на первый план выходят индивидуальные различия – этот факт получил подтверждение многими исследователями интеллекта. Поэтому более широкое распространение получила методика Айзенка. Согласно исследованиям Айзенка между сложностью задачи и временем, затраченным на ее решение, существует логарифмическая зависимость. Общий уровень интеллектуальных способностей определяется с помощью комплекса тестов с использованием словесного, цифрового и графического материала. Задания делятся на 2 типа:
1) закрытые задания, где необходимо выбрать верное решение из нескольких вариантов;
2) открытые задания, где необходимо найти ответ (при этом ответов может быть более одного, поэтому максимально открытая задача состоит в том, чтобы найти наибольшее количество ответов за фиксированный промежуток времени).
Самое высокое из возможных значений IQ – 200 баллов, нижняя граница приближается к 0. Средний IQ составляет 100 баллов плюс-минус 16. К группе людей со средним уровнем интеллекта, по данным исследований, относится 68 % людей. К двум другим группам относится по 16 %. Это люди со сниженным интеллектом (IQ ниже 84 баллов) или с повышенным (IQ выше 116).
Нарушения интеллекта имеют следующую градацию.
Дебильностью называют легкую степень слабоумия (IQ менее 75 баллов). Ее трудно отличить от психики на нижней границе нормы.
Имбецильностью называют среднюю степень слабоумия (IQ от 20 до 50 баллов). Эти люди способны к обучению, но адаптированы только к привычной обстановке жизни, а в случае ее изменения нуждаются в посторонней помощи. Словарный запас, как правило, не превышает 300 слов.
Идиотия – наиболее тяжелая форма слабоумия (IQ менее 20 баллов). Она характеризуется тем, что у таких людей не развиваются ни мышление, ни речь, заторможена моторика, существуют только эмоциональные реакции.
Теперь о том, что касается повышенного интеллекта. Многие исследователи говорят о неоднозначной связи творческого мышления с развитым интеллектом. Безусловно, для развития высокого уровня творческих способностей необходим такой уровень интеллекта, который был бы несколько выше среднего. Без определенной базы знаний, хорошей обучаемости, т. е. без интеллектуальной основы, высокая креативность (способность к творческому мышлению) развиваться не может. Но исследования показывают, что после того, как человек достигнет некоторого уровня высокоразвитого интеллекта (показатели индивидуальны), последующее его повышение не способствует возрастанию творческих способностей. Напротив, при очень высоком уровне интеллекта (более 170 баллов) проявляется парадоксальная тенденция снижения творческих способностей. Большая эрудированность и повышенная скорость реакции при решении интеллектуальных задач затормаживают творческие процессы – в большинстве случаев такие люди ищут готовые ответы в памяти, а не применяют воображение и не ищут новых путей решения. Безусловно, и в этом есть своя целесообразность – таким людям не приходится всякий раз заново самим изобретать велосипед. Они могут быстро обобщать накопленный опыт. Но мала вероятность, что они изобретут нечто принципиально новое – для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться от того, что уже известно.
|
|
| |