luzina | Дата: Понедельник, 05.05.2014, 10:12 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 622
Статус: Offline
| прот. Александр Мень § 25. КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА (ок. 190 года)
1. Автор, дата и язык книги. Около 200 года до Р.Х. произошло слияние традиции Закона с традицией мудрецов-хакамов. Отныне книжники стали больше опираться на Тору. Это нашло свое отражение в Кн. Премудрости, написанной человеком по имени Иисус, сын Сирахов (евр. Иешуа Бен-Сир`а). Хотя его Премудрость не была включена иудеями в Библию, а Церковь отнесла ее к неканоническим писаниям, она пользовалась большим уважением среди христиан. Свт. Киприан Карфагенский именовал ее даже "Церковной Книгой" – Экклезиастикус. Под этим названием она часто встречается в католических изданиях (не смешивать с Екклесиастом). Св. Отцы видели в Премудрости своего рода руководство для повседневной жизни и противоядие нездоровой мечтательности. Биографических сведений о Сирахе не сохранилось[15]. По-видимому, он происходил из знатного иерусалимского рода и провел молодые годы в путешествиях, откуда вынес разнообразные знания. Возможно, он был знаком и с античной литературой, но лучше всего он знал Библию, которую читал уже почти в полном объеме. Премудрость рисует и облик самого автора: человека трезвого, рассудительного, благожелательного к людям. Последний из хакамов, он идеально воплощает в себе мудреца-книжника. Он любит свой литературный труд и ставит его выше всех профессий. Закон для него есть ключ к праведной и правильной жизни. Без знания Торы человек надмевается и тем ввергает себя в неисчислимые беды (10,7-9). В царствование Птолемея VII в Египет приехал внук Сираха, который заметил, что александрийские иудеи недостаточно знают основы отеческой религии. Чтобы помочь им, он решил перевести с еврейского на греческий язык книгу своего деда, которую считал наиболее подходящим наставлением в вере и жизни. Приступил он к своей работе в 132 году (предисловие, им написанное, сохранилось и в славянском переводе). Вероятно, сам Сирах писал около 190 года. Вплоть до конца ХIХ века были известны только греческие версии книги. В 1896 году гебраист С. Шехтер опубликовал сведения о найденной в Каире рукописи еврейского текста Сираха. Эта находка (изданная в 1899 году) не только приблизила библеистов к оригинальному тексту книги, но и позволила уточнить многие неясные места греческого перевода.
2. Характер книги. Премудрость Иисуса, сына Сирахова, состоит из стихотворных глав, которые собраны без строгого плана. Она поразительно многогранна. Это настоящая энциклопедия жизни: в ней говорится о придворных обычаях и храмовых обрядах, о торговле и Св. Писании, о медицине и воспитании детей. В ней есть псалмы, поднимающиеся до уровня лучших творений св. библейской поэзии. Однако автор прежде всего учитель жизни. Он проповедует "знание"; но не научное знание, как его понимали греки, а своего рода "науку жизни"; Сирах – моралист, который рассматривает бытие человека под религиозным углом зрения. Свой практический опыт он взвешивает на весах Закона Божия. Сирах мало говорит о грядущем; он сосредоточен на сегодняшнем дне. Это отличает его и других хакамов от пророков.
3. Учение о творении, Премудрости Божией и человеке. Иисус Сирахов жил в эпоху бурную и тревожную. Именно поэтому он более всего ценил прочность, незыблемость, постоянство. Неизменность всего созданного он связывал с верой в Творца, пребывающего над миром: По определению Господа дела Его от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навек устроил Он дела Свои, и начала их – в роды их.(16,26-27) Динамика природы и истории мало отражена в книге. Она подчеркивает прежде всего непреложность порядка Вселенной. Законы мира для него – проявления верховной Премудрости Сущего, о которой говорилось еще в Кн. Притчей и Кн. Иова. Но для Сираха характерно отождествление Премудрости Божией с Законом, данным ветхозаветной Церкви через Моисея. Св. писатель вкладывает в уста Премудрости слова, из которых явствует, что она и Закон есть лишь различные выражения единой божественной Воли: Я вышла из уст Всевышнего, и, подобно облаку, покрыла землю. Я поставила скинию на высоте, и престол мой – в столпе облачном. Я одна обошла круг небесный и ходила в глубине Бездны. В волнах моря и по всей земле и во всяком народе и племени имела я владение. Между всеми ими я искала успокоения, и в чьем наследии водвориться мне. Тогда Создатель всех повелел мне, и Произведший меня указал мне покойное жилище И сказал: поселись в Иакове и прими наследие в Израиле. Прежде века от начала Он произвел меня, и я не скончаюсь во веки. Я служила пред Ним во святой скинии, и так утвердилась в Сионе.(24,3-11) Если природа, по мысли Сираха, не может нарушить предначертанного Богом строя, то человек находится перед Премудростью-Законом в ином положении. Он – свободное существо. Наделенный великими дарами, созданный по образу Творца, он должен сам избирать себе истинный путь: Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность... Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему.(15,14-15,17) Здесь впервые в ветхозаветной письменности столь ясно выражена мысль о свободе и ответственности человека. Мудрая жизнь есть осуществление в поступках, мыслях и чувствах высшей мудрости, то есть воли Божией, запечатленной в законе.
4. Учение о грехе. В Премудрости Сираха нельзя найти разработанного богословского учения о первородном грехе; в ту эпоху ветхозаветная мысль к этой идее только приближалась. (В полноте своей учение о первородном грехе откроется лишь в писаниях ап. Павла.) Однако Иисус сын Сирахов уже знает, что грех имел начало и связывает его с рассказом Кн. Бытия (Сир. 25:27). В отличие от своих современников – греческих моралистов, – мудрец не верит, что "естественный человек" – существо добродетельное от природы. Он слишком хорошо знает силу зла в душе человеческой: Беги от греха, как от лица змеи; ибо, если подойдешь к нему, он ужалит тебя. Зубы его – зубы львиные, которые умерщвляют души людей.(21,2-3) Сирах рассматривает мир в его падшем состоянии, когда зло является неотъемлемой составной частью бытия. Но человек не должен считать себя обреченным. Ему предоставлена возможность выбора: Когда нечестивый проклинает сатану, то проклинает свою душу.(21,30) Иными словами, даже воздействие темных сил не снимает с людей нравственной ответственности за поступки.
5. Образ добродетельного человека, начертанный в Кн. Сираха, несет на себе печать ветхозаветной ограниченности. Это рачительный глава семьи, любящий муж, строгий отец, человек, нескорый на слово, всегда обдумывающий свои решения. Он не гонится за богатством, но и не чужд радостей жизни. Он справедлив, добр, вежлив и осмотрителен, никогда не изменяет данному слову и готов в любой момент оказать помощь нуждающимся. Одним из величайших благ жизни Сирах считает дружбу. Кто нашел доброго друга – нашел сокровище. С нечестивыми же, напротив, нужно не входить в общение (12,13). Местами этика книги почти приближается к евангельской. Поднимаясь над юридическим "око за око", он говорит: Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.(28,2) Праведный человек укрепляет в себе нравственный дух и радость бытия верой в Бога. Но внешнее благочестие без добра и правды есть кощунство. В этом Сирах – достойный продолжатель пророков, книги которых он чтил и изучал: Не говори: "Он призрит на множество даров моих, и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет"... Кто приносит жертву от неправедного стяжания, того приношение насмешливое, и дары беззаконных неблагоугодны.(7,9; 34,18) Смертный, учит Сирах, не может равняться с Сущим, он должен благодарить Его за жизнь, которая ему дарована; и если она коротка – то такова небесная воля. Чем больше человек познает величие Творца, тем меньше чувствует себя вправе предъявлять Ему требования. Проходя по жизни, наслаждаясь ее дарами, трудясь для себя и других, исполняя Закон Божий, человек находит источник утешения в созерцании Славы Сущего.
6. Иисус, сын Сирахов, и св. история. В отличие от других хакамов, Сирах не ограничивается только размышлениями о Боге и жизни. Он говорит и о явлении Господа в истории. Однако это по преимуществу история библейского народа, получившего от Бога свет Премудрости. Сирах сурово осуждает жителей Палестины, оказавшихся во власти язычества: идумеев, филистимлян и самарян, которые, по его словам, вообще не есть народ. Таким образом, писатель утверждает себя исповедником строгого иудаизма. В славословии "отцам" (гл. 44-50) Иисус, сын Сирахов, говорит о великих мужах древности, которые жили согласно разуму и Закону и которым Бог открывал Свою волю. Они погребены в мире, но имена их живут в род и род. Это праотцы человечества, патриархи и благочестивые цари, пророки и наставники Израиля. Каждому из них Сирах дает краткую характеристику и завершает шествие святых Ветхого Завета Симоном Праведным, первосвященником Иерусалима[16]. Но о будущем, о Мессии книга ничего не говорит. Мудрец лишь верит, что наступят времена, когда и язычники познают истинного Бога. Он молится: Ускори время и вспомни клятву, и да возвестят о великих делах Твоих... Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона, о народе Твоем; И познают все живущие на земле, что Ты Господь, Бог веков.(36,9,18-19) В эпоху, когда Церковь Ветхого Завета ждали жестокие испытания, она нуждалась в учителях типа Иисуса, сына Сирахова. Обходя стороной эсхатологию и мессианизм, Сирах учит людей жить в повседневности, ориентируясь на здравый смысл и Закон Божий. В его наставлениях воплотилась та сторона религиозной этики, которая воспитывала цельность души, стойкость воли и нравственную чистоту.
Вопросы для повторения 1. Кто был автор книги? 2. На каком языке она написана и кто перевел ее на греческий язык? 3. Какими чертами характеризуется Кн. Сираха? 4. В чем заключается учение Сираха о творении, Премудрости и человеке? 5. Как понимал Сирах греховность человека? 6. Каковы черты праведника, согласно Сираху? 7. Как относится эта книга к св. истории, эсхатологии и мессианизму? [15] Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. [16] Симон жил около 200 года до Р.Х. <<назад содержание вперед>>
ИСТОЧНИК http://azbyka.ru/diction....l.shtml
КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА
Предисловие
1 Многое и великое дано нам через закон, пророков и прочих писателей,
2 следовавших за ними, за что должно прославлять народ Израильский за образованность и мудрость; и не только сами изучающие должны делаться разумными, но и находящимся вне [Палестины] усердно занимающиеся [писанием] могут приносить пользу словом и писанием. Поэтому дед мой Иисус, больше других предаваясь изучению закона, пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости,
3 чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще более преуспевали в жизни по закону. Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили, трудясь
4 над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда переведено будет на другой язык, – и не только эта [книга], но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике. Прибыв в Египет в тридцать восьмом году при царе Евергете
5 [Птоломее] и пробыв там, я нашел немалую разницу в образовании [между палестинскими и египетскими евреями], и счел крайне необходимым и самому приложить усердие к тому, чтобы перевести эту книгу. Много бессонного труда и знаний
6 положил я в это время, чтобы довести книгу до конца и сделать ее доступною и тем, которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по закону.
Глава 1 1 Всякая премудрость – от Господа и с Ним пребывает вовек. 2 Песок морей и капли дождя и дни вечности кто исчислит? 3 Высоту неба и широту земли, и бездну и премудрость кто исследует? 4 Прежде всего произошла Премудрость, и разумение мудрости – от века. 5 Источник премудрости – слово Бога Всевышнего, и шествие ее – вечные заповеди. 6 Кому открыт корень премудрости? и кто познал искусство ее? 7 Один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь. 8 Он произвел ее и видел и измерил ее 9 и излил ее на все дела Свои 10 и на всякую плоть по дару Своему, и особенно наделил ею любящих Его. 11 Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. 12 Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. 13 Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение.Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви. 14 Любовь к Господу – славная премудрость, и кому благоволит Он, разделяет ее по Своему усмотрению. 15 Начало премудрости – бояться Бога, и с верными она образуется вместе во чреве. Среди людей она утвердила себе вечное основание и семени их вверится. 16 Полнота премудрости – бояться Господа; она напояет их от плодов своих: 17 весь дом их она наполнит всем, чего желают, и кладовые их – произведениями своими. 18 Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. 19 Он видел ее и измерил, пролил как дождь ведение и разумное знание и возвысил славу обладающих ею. 20 Корень премудрости – бояться Господа, а ветви ее – долгоденствие. 21 Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться. 22 Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека. 23 Терпеливый до времени удержится и после вознаграждается веселием. 24 До времени он скроет слова свои, и уста верных расскажут о благоразумии его. 25 В сокровищницах премудрости – притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. 26 Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе, 27 ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость. 28 Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем. 29 Не лицемерь пред устами других и будь внимателен к устам твоим. 30 Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою, ибо Господь откроет тайны твои и уничижит тебя среди собрания за то, что ты не приступил искренно к страху Господню, и сердце твое полно лукавства.
Глава 2 1 Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: 2 управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; 3 прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. 4 Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, 5 ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,– в горниле уничижения. 6 Веруй Ему, и Он защитит тебя; управь пути твои и надейся на Него. 7 Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. 8 Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. 9 Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости. 10 Взгляните на древние роды и посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему– и Он презрел его? 11 Ибо Господь сострадателен и милостив и прощает грехи, и спасает во время скорби. 12 Горе сердцам боязливым и рукам ослабленным и грешнику, ходящему по двум стезям! 13 Горе сердцу расслабленному! ибо оно не верует, и за то не будет защищено. 14 Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит? 15 Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его. 16 Боящиеся Господа будут искать благоволения Его, и любящие Его насытятся законом. 17 Боящиеся Господа уготовят сердца свои и смирят пред Ним души свои, говоря: 18 впадем в руки Господа, а не в руки людей; ибо, каково величие Его, такова и милость Его.
Глава 3 1 Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, 2 ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. 3 Почитающий отца очистится от грехов, 4 и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. 5 Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. 6 Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. 7 Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. 8 Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, 9 ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. 10 Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. 11 Слава человека – от чести отца его, и позор детям – мать в бесславии. 12 Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. 13 Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, 14 ибо милосердие к отцу не будет забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. 15 В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. 16 Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою. 17 Сын мой! веди дела твои с кротостью, и будешь любим богоугодным человеком. 18 Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. 19 Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, 20 ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. 21 Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. 22 Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. 23 При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень много из человеческого знания; 24 ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их. 25 Кто любит опасность, тот впадет в нее; 26 упорное сердце напоследок потерпит зло: 27 упорное сердце будет обременено скорбями, и грешник приложит грехи ко грехам. 28 Испытания не служат врачевством для гордого, потому что злое растение укоренилось в нем. 29 Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого. 30 Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи. 31 Кто воздает за благодеяния, тот помышляет о будущем и во время падения найдет опору.
Глава 4 1 Сын мой! не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; 2 не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; 3 не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; 4 не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего; 5 не отвращай очей от просящего и не давай человеку повода проклинать тебя; 6 ибо, когда он в горести души своей будет проклинать тебя, Сотворивший его услышит моление его. 7 В собрании старайся быть приятным и пред высшим наклоняй твою голову; 8 приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью; 9 спасай обижаемого от руки обижающего и не будь малодушен, когда судишь; 10 сиротам будь как отец и матери их – вместо мужа: 11 и будешь как сын Вышнего, и Он возлюбит тебя более, нежели мать твоя. 12 Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: 13 любящий ее любит жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости: 14 обладающий ею наследует славу, и, куда бы ни пошел, Господь благословит его; 15 служащие ей служат Святому, и любящих ее любит Господь; 16 послушный ей будет судить народы, и внимающий ей будет жить надежно; 17 кто вверится ей, тот наследует ее, и потомки его будут обладать ею: 18 ибо сначала она пойдет с ним путями извилистыми, наведет на него страх и боязнь 19 и будет мучить его своим водительством, доколе не уверится в душе его и не искусит его своими уставами; 20 но потом она выйдет к нему на прямом пути и обрадует его 21 и откроет ему тайны свои. 22 Если он совратится с пути, она оставляет его и отдает его в руки падения его. 23 Наблюдай время и храни себя от зла - 24 и не постыдишься за душу твою: 25 есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд – слава и благодать. 26 Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. 27 Не удерживай слова, когда оно может помочь: 28 ибо в слове познается мудрость и в речи языка – знание. 29 Не противоречь истине и стыдись твоего невежества. 30 Не стыдись исповедывать грехи твои и не удерживай течения реки. 31 Не подчиняйся человеку глупому и не смотри на сильного. 32 Подвизайся за истину до смерти, и Господь Бог поборет за тебя. 33 Не будь скор языком твоим и ленив и нерадив в делах твоих. 34 Не будь, как лев, в доме твоем и подозрителен к домочадцам твоим. 35 Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании. Глава 5 1 Не полагайся на имущества твои и не говори: «станет на жизнь мою». 2 Не следуй влечению души твоей и крепости твоей, чтобы ходить в похотях сердца твоего, 3 и не говори: «кто властен в делах моих?», ибо Господь непременно отмстит за дерзость твою. 4 Не говори: «я грешил, и что мне было?», ибо Господь долготерпелив. 5 При мысли об умилостивлении не будь бесстрашен, чтобы прилагать грех ко грехам 6 и не говори: «милосердие Его велико, Он простит множество грехов моих»; 7 ибо милосердие и гнев у Него, и на грешниках пребывает ярость Его. 8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. 10 Не полагайся на имущества неправедные, ибо они не принесут тебе пользы в день посещения. 11 Не вей при всяком ветре и не ходи всякою стезею: таков двоязычный грешник. 12 Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово. 13 Будь скор к слушанию, и обдуманно давай ответ. 14 Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих. 15 В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему. 16 Не прослыви наушником, и не коварствуй языком твоим: 17 ибо на воре – стыд, и на двоязычном – злое порицание. 18 Не будь неразумным ни в большом ни в малом. Глава 6 1 И не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор; так – и грешник двоязычный. 2 Не возноси себя в помыслах души твоей, чтобы душа твоя не была растерзана, как вол: 3 листья твои ты истребишь и плоды твои погубишь, и останешься, как сухое дерево. 4 Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов. 5 Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь. 6 Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим – один из тысячи. 7 Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. 8 Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; 9 и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. 10 Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей. 11 В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; 12 но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. 13 Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. 14 Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. 15 Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. 16 Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. 17 Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его. 18 Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость. 19 Приступай к ней как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее: 20 ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее. 21 Для невежд она очень сурова, и неразумный не останется с нею: 22 она будет на нем как тяжелый камень испытания, и он не замедлит сбросить ее. 23 Премудрость соответствует имени своему, и немногим открывается. 24 Послушай, сын мой, и прими мнение мое, и не отвергни совета моего. 25 Наложи на ноги твои путы ее и на шею твою цепь ее. 26 Подставь ей плечо твое, и носи ее и не тяготись узами ее. 27 Приблизься к ней всею душею твоею, и всею силою твоею соблюдай пути ее. 28 Исследуй и ищи, и она будет познана тобою и, сделавшись обладателем ее, не покидай ее; 29 ибо наконец ты найдешь в ней успокоение, и она обратится в радость тебе. 30 Путы ее будут тебе крепкою защитою, и цепи ее – славным одеянием; 31 ибо на ней украшение золотое, и узы ее – гиацинтовые нити. 32 Как одеждою славы ты облечешься ею, и возложишь ее на себя как венец радости. 33 Сын мой! если ты пожелаешь ее, то научишься, и если предашься ей душею твоею, то будешь ко всему способен. 34 Если с любовью будешь слушать ее, то поймешь ее, и если приклонишь ухо твое, то будешь мудр. 35 Бывай в собрании старцев, и кто мудр, прилепись к тому; люби слушать всякую священную повесть, и притчи разумные да не ускользают от тебя. 36 Если увидишь разумного, ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его. 37 Размышляй о повелениях Господа и всегда поучайся в заповедях Его: Он укрепит твое сердце, и желание премудрости дастся тебе.
Глава 7 1 Не делай зла, и тебя не постигнет зло; 2 удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя. 3 Сын мой! не сей на бороздах неправды, и не будешь в семь раз более пожинать с них. 4 Не проси у Господа власти, и у царя – почетного места. 5 Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем. 6 Не домогайся сделаться судьею, чтобы не оказаться тебе бессильным сокрушить неправду, чтобы не убояться когда-либо лица сильного и не положить тени на правоту твою. 7 Не греши против городского общества, и не роняй себя пред народом. 8 Не прилагай греха ко греху, ибо и за один не останешься ненаказанным. 9 Не говори: «Он призрит на множество даров моих, и, когда я принесу их Богу Вышнему, Он примет». 10 Не малодушествуй в молитве твоей и не пренебрегай подавать милостыню. 11 Не насмехайся над человеком, находящимся в горести души его; ибо есть Смиряющий и Возвышающий. 12 Не выдумывай лжи на брата твоего, и не делай того же против друга. 13 Не желай говорить какую бы то ни было ложь; ибо повторение ее не послужит ко благу. 14 Пред собранием старших не многословь, и не повторяй слова в прошении твоем. 15 Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего. 16 Не прилагайся ко множеству грешников. 17 Глубоко смири душу твою. 18 Помни, что гнев не замедлит, 19 что наказание нечестивому – огонь и червь. 20 Не меняй друга на сокровище и брата однокровного – на золото Офирское. 21 Не оставляй умной и доброй жены, ибо достоинство ее драгоценнее золота. 22 Не обижай раба, трудящегося усердно, ни наемника, преданного тебе душею. 23 Разумного раба да любит душа твоя, и не откажи ему в свободе. 24 Есть у тебя скот? наблюдай за ним, и если он полезен тебе, пусть остается у тебя. 25 Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их. 26 Есть у тебя дочери? имей попечение о теле их и не показывай им веселого лица твоего. 27 Выдай дочь в замужество, и сделаешь великое дело, и подари ее мужу разумному. 28 Есть у тебя жена по душе? не отгоняй ее. 29 Всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. 30 Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? 31 Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его. 32 Всею силою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его. 33 Бойся Господа, и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе: 34 начатки, и за грех, и даяние плеч, и жертву освящения, и начатки святых. 35 И к бедному простирай руку твою, дабы благословение твое было совершенно. 36 Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости. 37 Не устраняйся от плачущих и с сетующими сетуй. 38 Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен. 39 Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь.
Глава 8 1 Не ссорься с человеком сильным, чтобы когда-нибудь не впасть в его руки. 2 Не заводи тяжбы с человеком богатым, чтобы он не имел перевеса над тобою; 3 ибо золото многих погубило, и склоняло сердца царей. 4 Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его. 5 Не шути с невеждою, чтобы не подверглись бесчестию твои предки. 6 Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями. 7 Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем. 8 Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем. 9 Не пренебрегай повестью мудрых и упражняйся в притчах их; 10 ибо от них научишься ведению и – как служить сильным. 11 Не удаляйся от повести старцев, ибо и они научились от отцов своих, 12 и ты научишься от них рассудительности и – какой в случае надобности дать ответ. 13 Не разжигай углей грешника, чтобы не сгореть от пламени огня его, 14 и не восставай против наглеца, чтобы он не засел засадою в устах твоих. 15 Не давай взаймы человеку, который сильнее тебя; а если дашь, то считай себя потерявшим. 16 Не поручайся сверх силы твоей; а если поручишься, заботься, как обязанный заплатить. 17 Не судись с судьею, потому что его будут судить по его почету. 18 С отважным не пускайся в путь, чтобы он не был тебе в тягость; ибо он будет поступать по своему произволу, и ты можешь погибнуть от его безрассудства. 19 Не заводи ссоры со вспыльчивым и не проходи с ним чрез пустыню; потому что кровь – как ничто в глазах его, и где нет помощи, он поразит тебя. 20 Не советуйся с глупым, ибо он не может умолчать о деле. 21 При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает. 22 Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя.
страницы: 1 2 3 4 5 6 7
ИСТОЧНИК http://bookz.ru/authors....41.html
|
|
| |